Панамский канал – искусственный аква путь на местности Панамы, в Центральной Америке. Пересекает Панамский перешеек в его более низкой части и связывает Атлантический и Тихий океаны. Официально был открыт 12 июля 1920 года. Панамский канал – один из важных транспортных аква путей интернационального значения.
Мысль строительства канала относится к началу XVI века. В 1534 году испанское правительство отдало приказ изучить местность от Круца (Cruces) на Атлантическом океане до Панамы на Тихом океане, чтоб найти возможность соединения искусственным аква методом реки Чагрес (Chagres) с Тихим океаном, но результаты этих изысканий оказались неблагоприятными. В первой половине XIX века не один раз появлялись планы проведения канала через перешеек. В 1814 году испанские кортесы издалече декрет о устройстве канала и о образовании общества для его постройки. Но, утратив в 1823 году все свои колонии в Центральной и Южной Америке, Испания отказалась от идеи постройки канала из-за неактуальности. В течение последующих 50 лет изыскания и подготовительные проекты безрезультативно делались янки, британцами, голландцами и французами.
Посреди XIX века Англия и США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) оспаривали право на постройку канала. Воспользовавшись их противоречиями, в 1876 году французская компания получила на 99 лет концессию и исключительное право постройки канала, в 1879 году это предприятие перебежало в руки Фердинанда Лессепса, французского дипломата, инженера, строителя Суэцкого канала. Получив договор на стройку Панамского канала, Лессепс организовал «Всеобщую компанию межокеанского канала». К 1882 году практически была изготовлена предварительная работа по постройке канала открытого нешлюзованного типа. Но компания Лессепса разорилась, и в 1889 году было назначено конкурсное управление. В 1894 году образовалась новенькая французская компания по постройке Панамского канала, начавшая работать над устройством шлюзованного канала. В 1901 году США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) заключили с Англией контракт, согласно которому они получили исключительное право сооружения Панамского канала. В 1903 году меж США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) и Колумбией, в состав которой заходила Панама, был подписан контракт о строительстве канала. Но сенат Колумбии отказался ратифицировать его. 3 ноября 1903 года Панама объявила выход из состава Колумбии и свою независимость как отдельного страны. 18 ноября 1903 года США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) заключили с правительством новообразованной республики соглашение о Панамском канале. В согласовании с ним, Панама уступала США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) под полную юриспунденцию фактически канал и местности вдоль его трассы шириной примерно в 16 км. В обмен на это США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) уплатили Панаме 10 миллионов баксов единовременно и обязались выплачивать арендную плату за использование приобретенной ими территорией в 250 тыщ баксов раз в год. Эта сумма потом пару раз увеличивалась, достигнув 110 миллионов баксов в 1998 году.
В 1904 году имущество ликвидировавшей свои дела французской компании по постройке Панамского канала было продано правительству США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) за 40 миллионов баксов. В этот же год США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) приступили к сооружению канала. Сначала работы велись под управлением штатских инженеров, но с 1907 года стройку взяло на себя военное министерство. Строили канал наиболее 10 лет. 1-ое судно прошло через Панамский канал 15 августа 1914 года, но официальное открытие состоялось только 12 июля 1920 года, опосля чего же канал практически вступил в строй. Общая стоимость строительства Панамского канала составила примерно 375 миллионов баксов. С 1904 года по 1913 год в работах участвовали наиболее 56,3 тыщи человек, из их наиболее 5,6 тыщи (согласно больничным листам) погибли от заболеваний и злосчастных случаев. Четкое количество погибших во французский период строительства непонятно. По ориентировочным оценкам, погибло около 22 тыщ человек. С 1904 года при строительстве канала было извлечено около 240 миллионов кубометров грунта и еще 30 миллионов кубометров земли было вынуто во французский период строительства.
Общая протяженность канала – 81,6 километра, в том числе – 65,2 километра по суше и 16,4 километра по дну морских заливов. Ширина канала – 150-305 метров; малая глубина – 12,5 метров. У входа с Атлантического океана в канал размещены порты Кристобаль и Колон, у Тихоокеанского побережья – Бальбоа и Панама. Его трасса на атлантическом склоне проходит по равнине реки Чагрес, на которой сотворено искусственное озеро Гатун, а на тихоокеанском занимает равнину реки Рио-Гранде. Водораздельный участок канала длиной 51 метр, большая часть которого проходит по озеру Гатун и Кулебрской выемке, лежит на высоте 25,9 метра над уровнем океана. На Панамском канале имеется 6 ступеней (по три на любом склоне) парных шлюзов, позволяющих пропускать корабли сразу в обоих направлениях. Длина шлюзовых камер – 305 метров, ширина – 33,5 метра. Проводка судов через шлюзы делается при помощи электровозов. Входя со стороны Атлантического океана, суда поднимаются через три ступени шлюзов в искусственное озеро Гатун. В 1935 году размер водохранилища был увеличен за счет строительства плотины Мадден в верхнем течении Чагреса, что привело к возникновению озера Мадден. Из озера Гатун суда проходят 12-километровую Кулебрскую выемку, через шлюзы Педро-Мигель спускаются в озеро Мирафлорес (16 метров над уровнем океана), минуют двухступенчатые шлюзы Мирафлорес и выходят в Панамский залив. Среднее время прохождения судов через канал составляет 7-8 часов. Двухстороннее движение нереально лишь для крупнотоннажных судов на участке Кулебрской выемки. На собственном протяжении канал пересекается 3-мя мостами. Вдоль Панамского канала меж городками Панама и Колон проложены авто и стальная дороги. Панамский канал освободил суда от необходимости следовать по Магелланову проливу либо вокруг мыса Горн, изменил направления ряда важных морских путей, существенно уменьшил расстояние меж портами западного и восточного побережий США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) и Канады, восточным побережьем США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) и Далеким Востоком, также меж странами Латинской Америки.
Панама не один раз добивалась от США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) пересмотра контракта 1903 года. Опосля долголетних переговоров в 1977 году были подписаны договоры «О Панамском канале» и «О неизменном нейтралитете Панамского канала и его управлении», согласно которым 1 октября 1979 года зона канала переходила под юриспунденцию Панамы, а к 2000 году США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) обязались передать Панаме сам канал. С 1 января 2000 года канал и все его сооружения перебежали под суверенитет Панамы. В согласовании с Контрактом о неизменном нейтралитете и функционировании Панамского канала он как интернациональный транзитный путь является повсевременно нейтральным и открыт как в мирное, так и в военное время для мирного транзита судов всех государств на критериях полного равенства. Суда, последующие транзитом, не могут быть подвергнуты инспекции, обыску либо наблюдению. В истинное время канал управляется Администрацией Панамского канала (Autoridad del Canal de Panama, ACP), сделанной в согласовании со статьей XIV Конституции Панамы.
ACP является финансово независящей организацией. Высшим руководящим органом является Совет директоров, состоящий из 11 человек: девять из их назначает президент Панамы, предназначения должны быть доказаны советом министров и большинством законодательного собрания; 1-го директора назначает законодательное собрание; председателя совета директоров, сразу совмещающего должность министра по делам канала, назначает президент, министр по делам канала является полноправным членом совета министров.
Члены Совета директоров назначаются на девять лет. С 1 июля 2019 года пост председателя Администрации Панамского канала занимает Аристидес Ройо Санчес (Arístides Royo Sánchez). В 2007 году было принято решение о реконструкции аква пути. Специалисты отмечали, что канал не совладевает с современным грузопотоком, имея суровые ограничения по характеристикам проходящих судов. Примерная стоимость реконструкции оценивалась вначале в 5,25 млрд баксов с окончанием в 2014 году. Но потом появился спор меж заказчиком и подрядчиками, требовавшими выплат доп 3,5 млрд баксов, а открытие канала было отложено на 2016 год. В декабре 2016 года консорциум подрядчиков подал новейшие иски в Интернациональный арбитражный трибунал Интернациональной торговой палаты, увеличив сумму до 5,673 млрд баксов. В истинное время денежный спор не урегулирован. Реконструированный Панамский канал был открыт для навигации 26 июня 2016 года. Опосля окончания работ пропускная способность этого аква пути из Тихого в Атлантический океан возросла вдвое – с 300 до 600 миллионов тонн в год.
В истинное время Панамский канал обслуживает 144 морских маршрута, соединяющих 160 государств и приблизительно 1700 портов в мире. В 10-ку ведущих государств по грузопотокам входят Соединенные Штаты Америки, Китай, Чили, Перу, Япония, Южная Корея, Мексика, Колумбия, Эквадор, Канада. Администрацией канала установлены последующие проходные размеры для судов (тип Panamax): наибольшая длина – 289,6 метра, для пассажирских судов и контейнеровозов допустима длина 294,43 метра; наибольшая ширина – 32,31 метра, наиболее широкие суда (32,6 метра) – с подготовительного одобрения администрации; высота 57,91 метра (от ватерлинии до самой высочайшей точки судна); осадка 12,04 метра в пресной тропической воде. Опосля ввода в 2016 году доп новейших наиболее больших шлюзов возник доп эталон Neopanamax на наиболее большие суда. В 2019 финансовом году каналом пользовалось 13 785 судов. Грузооборот составил 469,6 миллиона «тонн Панамского канала». Грузооборот измеряется в особых единицах – «тоннах Панамского канала» (PCUMS).
Одна PCUMS равна одной тыщи кубических футов (28,3 кубических метров). Главные перевозимые грузы – нефть и нефтепродукты, уголь и кокс, сплавы и минералы, хим продукты, контейнерные грузы, зерно и др. В течение денежного 2019 года общий доход от сборов по Панамскому каналу составил 2,6 млрд панамских бальбоа (один панамский бальбоа равен одному баксу США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке)). Материал подготовлен на базе инфы и открытых источников
Источник: