У берегов Анголы в заливе Луанды больше месяца стоит атомный лихтеровоз «Севморпуть», который был должен доставить модули для кардинального обновления русской научной станции «Восток» в Антарктиде. На судне сломалась одна из 4 лопастей единственного ходового винта. Как это могло произойти в незапятанной воде, притом что лопасть рассчитана на работу во льдах, непонятно, пишет «Предприниматель».
«Севморпуть» был должен выгрузить модули на припай у побережья Антарктиды, но 18 ноября ФГУП «Атомфлот» сказало, что лихтеровоз находится в Атлантическом океане у побережья Анголы и на судне проводятся ремонтные работы винто-рулевого комплекса. Попытка ремонта в море не увенчалась фуррором, и в любом случае время для операции уже упущено, так как припай начал разрушаться.
Покоробленную лопасть принято решение демонтировать, для этого на борт судна прибыла группа водолазов, сказали на предприятии. Там заверили, что судно при всем этом «владеет всеми мореходными свойствами, ядерная энергетическая установка работает в штатном режиме, жизням и здоровью членов экипажа контейнеровоза ничего не грозило и не грозит».
Глава дирекции Севморпути Вячеслав Рукша подтвердил утрату и предполагаемый ремонт одной из лопастей: предпосылки поломки, по его словам, прояснятся опосля докового осмотра. Рукша уточнил, что для приема лихтеровоза подступает лишь док на Канонерском судоремонтном заводе в Санкт-Петербурге.
По словам источников газеты, в итоге поломки лопасти произошла разбалансировка винта. Для ее устранения было принято решение снять еще одну лопасть, чтоб вернуть симметрию. Но окончить работы до сего времени не удалось из-за нехороший погоды. Упростить ремонт можно было бы, зайдя в территориальные воды Анголы, но, беря во внимание специфику судна с ядерной энергетической установкой, для этого требуются «сложные согласования с властями страны». Также ситуацию осложняют твердые ограничения в Анголе в связи с коронавирусом.
По данным источников издания, опосля демонтажа лопасти «Севморпуть» сумеет без помощи других дойти до Петербурга. Они именуют ситуацию форс-мажором, но не могут разъяснить, как в принципе может быть сломать в открытом море на расстоянии 500 миль от берега, где глубины в среднем составляют 2 тыс. м, лопасть, рассчитанную на работу во льдах.
Эта поломка может на год отсрочить обновление единственной внутриконтинентальной русской научной станции в Антарктиде «Восток». Станция была построена еще в 1957 году и уже изношена на 90%. В этом году к 200-летию открытия Антарктиды для «Востока» решили выстроить новейший зимовочный комплекс стоимостью около 7 миллиардов рублей — практически новейшую станцию.
Комплекс состоит из 5 модулей, которые в рамках логистической операции разбиты на 133 транспортные единицы. Ввести объект в эксплуатацию планировалось в 2024 году: монтажные работы можно проводить лишь несколько недель в году в течение антарктического лета, когда температура в районе станции увеличивается до минус 35 градусов.
Модули, строителей и горючее для для возведения зимовочного комплекса планировалось выгрузить к середине ноября, но сейчас ледокол со строителями ворачивается в Санкт-Петербург. Перегрузить модули на остальные суда в открытом море нереально, а припай для посадки уже разрушается. Источники допускают, что часть оборудования и персонала все таки в итоге быть может доставлена в Антарктиду опосля перегрузки на остальные суда, включая научно-экспедиционные суда Арктического и антарктического научно-исследовательского института.
Источник: