В США на 98-м году жизни погиб знаменитый южноамериканский летчик-испытатель, ас 2-ой мировой войны, пионер полетов на сверхзвуковой скорости Чак Йегер. В 1947 году он первым в мире сумел преодолеть звуковой барьер на экспериментальном самолете X-1. Йегер скончался 7 декабря в поликлинике Лос-Анджелеса, докладывает CNN.
В 1941 году 18-летний Чак Йегер завербовался в военно-воздушные силы США и к 20 годам стал летным офицером. В октябре 1944 года юный пилот сбил за один денек 5 германских истребителей, в ноябре — четыре за денек. К концу войны на счету 22-летнего Йегера было больше 60 боевых вылетов и 13 сбитых неприятельских самолетов.
Опосля войны он учился на летчика-испытателя и попал на военно-воздушную базу Мьюрок (сейчас Эдвардс), где разрабатывались и испытывались реактивные самолеты. 14 октября 1947 года Йегер за рулем X-1 первым в мире развил сверхзвуковую скорость. За два денька ранее он сломал два ребра, упав с лошадки, но обратиться к доктору на базе означало бы отстранение от исторического полета, потому в курсе происшедшего были лишь супруга Йегера и инженер Джек Ридли.
Кроме того, что Йегер мучился от стршной боли в боку, он фактически не мог воспользоваться правой рукою. При всем этом в полете ему предстояло выполнить несколько суровых манипуляций, в том числе герметично закрыть дверь кабины, что можно было создать лишь правой рукою и с усилием. Пилот поведал о собственной дилемме Ридли, и тот предложил употреблять в качестве доборной механической силы ручку метлы. Полет прошел удачно, но держался в секрете прямо до июня 1948 года.
Опосля этого Йегер не раз летал на сверхзвуковой скорости, а в 1953 году побил рекорд Скотта Кроссфилда, смогшего достигнуть границы 2 Маха. Журналист и писатель Том Вулф обрисовал подвиги авиалегенды в собственной культовой документальной книжке «Мужчины что нужно» («Подходящая вещь», Right Stuff) о зарождении американской галлактической программки.
Йегер славился не только лишь своим талантом прирожденного летчика, но также манерой речи и голосом, которому старались подражать остальные пилоты. «Военные, а потом штатские пилоты, пилоты из Мэна, Массачусетса, из обеих Дакот и Орегона — словом, отовсюду, — начали гласить с протяжным западновиргинским упором либо, по последней мере, подражать ему, как можно. Это был говор самого праведного из всех обладателей подходящей вещи — Чака Йегера», — писал Том Вулф.
Потом Йегер управлял Аэрокосмической школой пилотов-исследователей, готовившей летчиков-испытателей к галлактическим полетам. Выпускники школы участвовали в программках «Джемини», «Аполлон», летали на шаттлах. Йегер уволился из ВВС с 1975 году в звании бригадного генерала, налетав за свою карьеру наиболее 10 тыщ часов на военных самолетах 361 различного типа и модели. Опосля отставки Йегер оставался ценным советником правительства и аэрокосмической индустрии.
Источник: