14 июля 2015 года Иран и «шестерка» интернациональных посредников (Наша родина, США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), Англия, Китай, Франция, Германия) достигнули исторического соглашения о урегулировании долголетней препядствия иранского атома: был принят Кооперативный всеобъятный план действий (СВПД), выполнение которого снимает с Ирана введенные ранее экономические и денежные санкции со стороны Совета Сохранности (СБ) ООН, США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) и Евросоюза. Согласно документу, длительный план Ирана включает ограничения на все работы по обогащению урана и научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в данной нам области в течение восьми лет. СВПД предугадывает, что через 10 лет Иран приступит к поэтапному выводу из эксплуатации собственных центрифуг типа ИР-1. В течение этого периода Иран будет поддерживать уранообогатительную мощность в Натанзе на уровне, не превосходящем 5060 центрифуг ИР-1.
Лишние центрифуги и инфраструктура, сплетенная с обогащением урана, в Натанзе должны храниться под непрерывным наблюдением Интернационального агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
Иран продолжит создавать НИОКР таковым образом, чтоб не производилось скопление обогащенного урана. В течение 10 лет иранские НИОКР в области обогащения урана будут включать лишь центрифуги типов ИР-4, ИР-5, ИР-6 и ИР-8. Иран должен приступить к предстоящим испытаниям 30 машин ИР-6 и ИР-8 через восемь с половиной лет. Иран должен производить свою деятельность, связанную с обогащением урана, включая НИОКР, только на обогатительном объекте в Натанзе. Иран конвертирует уранообогатительное предприятие Фордо в ядерный физический и технологический центр. В течение 15 лет Иран будет поддерживать свои припасы урана с обогащением до 3,67% на уровне, не превосходящем 300 кг. Лишнее количество урана обязано продаваться по рыночной стоимости и доставляться зарубежному покупателю в обмен на природный уран. Весь остающийся оксид урана с обогащением от 5% до 20% будет применен для производства горючего для Тегеранского исследовательского реактора (ТИР). Иран перепроектирует и перестроит тяжеловодный реактор в Араке на базе согласованного концептуального проекта конструкции с внедрением горючего с обогащением до 3,67%.
Реконфигурация реактора обязана исключить потенциальную возможность выработки в нем плутония оружейного свойства. Реактор должен обеспечивать проведение ядерных исследовательских работ в мирных целях и создание радиоизотопов для мед и промышленных целей. Все отработавшее ядерное горючее из Арака обязано вывозиться за границы Ирана в течение всего срока эксплуатации реактора. В течение 15 лет Иран не будет сооружать доп тяжеловодных ректоров либо копить томную воду. Все лишниие объемы тяжеленной воды будут экспортироваться на интернациональный рынок. Иран должен вывозить все отработавшее ядерное горючее со всех будущих и имеющихся энергетических и исследовательских атомных реакторов. В течение 15 лет Иран должен заниматься переработкой отработавшего ядерного горючего либо проводить НИОКР в данной нам области.
Согласно тексту СВПД, Иран дает разрешение МАГАТЭ производить меры транспарентности, которые включают долгосрочное присутствие МАГАТЭ в Иране, мониторинг МАГАТЭ в течение 25 лет на всех иранских предприятиях по переработки урановой руды и производству уранового концентрата, наблюдения в течение 20 лет в отношении роторов и сильфонов центрифуг, внедрение одобренных и сертифицированных современных технологий МАГАТЭ и др. 20 июля 2015 года Совет Сохранности ООН единодушно принял резолюцию 2231, одобряющую Кооперативный всеобъятный план действий. 15 декабря 2015 года внеочередная сессия Совета управляющих (СУ) МАГАТЭ приняла резолюцию по Ирану, приготовленную «шестеркой» на базе русского проекта. Резолюция закрывает досье по «предполагаемым исследованиям» Тегерана военно-ядерной направленности, закладывает юридическую базу проверочной деятельности МАГАТЭ в Иране на период реализации СВПД. 18 октября 2015 года Кооперативный всеобъятный план действий вступил в силу.
16 января 2016 года началась практическая реализация СВПД по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программки (ИЯП). Это сделалось вероятным благодаря докладу МАГАТЭ, подтверждающему, что Тегеран привел свою ядерную программку в соответствие с Планом действий. А именно, Иран уменьшил свои уранообогатительные мощности на предприятии в Натанзе до 5060 центрифуг и уровень обогащения урана до 3,67%, демонтировал все другие центрифуги и связанную с ними инфраструктуру, поместив их на хранение под наблюдением МАГАТЭ. Припасы обогащенного до 5% урана сведены до уровня в 300 кг, а избытки вывезены в Россию. Иран также демонтировал активную зону недостроенного в Араке тяжеловодного реактора. В ответ на реализацию Ираном данных мер в ядерной области последовала отмена всех работающих резолюций СБ ООН в отношении Ирана (часть ограничительных мер сохраняется, но они вводятся через отдельное приложение к резолюции СБ ООН 2231), целого ряда однобоких санкций США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) (в главном денежных, также затрагивающих интересы третьих государств) и всех ограничительных мер со стороны ЕС.
Имелось в виду, что ограничения по полосы СБ ООН на экспорт из Ирана всех вооружений и на поставки в Иран вооружений по 7 категориям Регистра ООН обыденных вооружений сохранятся до 2020 года. Вводился разрешительный порядок воплощения соответственных поставок – опосля одобрения со стороны СБ ООН. Аналогичный механизм, но до 2023 года, должен действовать и в отношении поставок в Иран ракетных технологий. До 2025 года будет работать особый «канал поставок» в Иран продуктов ядерного и двойного внедрения по подходящим перечням Группы ядерных поставщиков. Действие резолюции СБ ООН 2231 продлится до 2025 года, опосля чего же иранский вопросец уйдет из повестки денька Совета Сохранности. Договоренности подразумевали, что все перечисленные выше ограничительные меры могут быть отменены досрочно в случае возникновения «расширенного заключения» МАГАТЭ о отсутствии в Иране незаявленных ядерных материалов и деятельности, в направлении разработки которого Агентство планомерно продвигается.
В рамках резолюции СБ ООН 2231 был предусмотрен механизм вероятного восстановления санкций в случае, если один из участников СВПД сочтет, что Иран не делает свои обязательства по Плану действий. Восстановление санкционного режима может быть только через функцию, требующую предоставления значимых аргументов при рассмотрении вопросца в Совместной комиссии СВПД, что сделалось бы собственного рода «фильтром» перед вынесением данной нам темы в СБ ООН, сохраняющим решающую роль в санкционном и остальных вопросцах реализации договоренности. С момента заключения и введение в действие СВПД МАГАТЭ часто проверяет выполнение Ираном собственных обязанностей по Плану действий. Вкупе с тем с приходом новейшей администрации США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) реализация СВПД столкнулась с суровым вызовом.
Президент США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) Дональд Трамп еще до собственного избрания агрессивно критиковал соглашение, называя его «худшей сделкой», и не исключал, что выйдет из нее, если соглашение не получится «поправить». 13 октября 2017 года Дональд Трамп в процессе программного выступления по стратегии в отношении Ирана он объявил, что не подтверждает Конгрессу честное соблюдение Ираном СВПД. Тегерану вменялись в вину его политика на Ближнем Востоке, включая поддержку террористических, в осознании Вашингтона, групп, развитие баллистической ракетной программки и несоблюдение прав человека. Используя приведенные обвинения в адресок Ирана в качестве аргументации, 8 мая 2018 года Дональд Трамп объявил о выходе США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) из СВПД и восстановлении всего «пакета» однобоких экстерриториальных антииранских санкций, которые отменялись Вашингтоном в рамках реализации договоренности, в том числе и вторичных (в отношении остальных государств, ведущих бизнес с Ираном). Другие члены «шестерки» выступили против подобного шага США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке). Европейские партнеры Вашингтона заявили, что хотят как и раньше соблюдать условия сделки с Ираном.
В ответ на деяния США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) Иран заявил о поэтапном сокращении собственных обязанностей в рамках соглашения. В первый раз Тегеран отказался от ряда ядерных ограничений в годовщину выхода США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) из соглашения по иранской ядерной программке – Вашингтон покинул сделку 8 мая 2018 года, Тегеран дал ответ ровно год спустя, назвав это «стратегическим терпением». Отказ от выполнения ряда пт сделки в 1-ый шаг касался припасов обогащенного урана и тяжеленной воды. Потом власти в Тегеране заявили о втором шаге сокращения обязанностей, заявив, что Иран будет обогащать уран на том уровне, который ему нужен. 3-ий шаг начался 6 сентября: тогда Иран заявил, что приступил к работе с целым рядом центрифуг, не ограничивая себя в сфере ядерных исследовательских работ и разработок положениями сделки. В 4-ый раз Иран отказался от обязанностей по сделке 6 ноября, начав внедрение центрифуг по обогащению урана на объекте в Фордо, в то время как сделка подразумевает, что комплекс в Натанзе будет единственным для таковых целей. 5 января 2020 года Иран объявил о отказе от «крайнего главного ограничения в ядерной сделке, касающегося количества центрифуг» и заявил, что сейчас «ограничений по работе с ядерной программкой Ирана не осталось».
При всем этом Тегеран хочет продолжать сотрудничать с МАГАТЭ, по-прежнему, и готов возвратиться к выполнению обязанностей в случае снятия санкций и обеспечения интересов Тегерана, предусмотренных ядерной сделкой. Наша родина поочередно выступает за сохранение реализации СВПД и расширения экономического и денежного сотрудничества с Ираном вопреки нелегитимным и деструктивным санкциям США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке). Наша родина призывает Иран проявлять выдержку в ситуации вокруг СВПД и соблюдать главные положения соглашения о гарантиях с МАГАТЭ и доп протокола. 17 января 2020 года Сергей Лавров, на тот момент исполняющий обязанности министра зарубежных дел РФ (Российская Федерация — государство в Восточной Европе и Северной Азии, наша Родина), заявил, что Москва соображает предпосылки, побудившие Иран отрешиться от части обязанностей по СВПД, но контракт о нераспространении ядерного орудия Тегеран соблюдает. Страны ЕС опосля выхода США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) из иранской ядерной сделки заявляли о намерении восполнить Ирану убытки от повторного введения санкций США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) и обеспечить возможность торговли в обход американских ограничений. Франция, Германия и Англия приняли решение сделать кооперативный механизм для расчетов с Ираном (INSTEX). 1-ая сделка в рамках совместного механизма для расчетов с Ираном INSTEX в обход санкций США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) свершилась 31 марта 2020 года, в Иран была выслана партия медтоваров. Материал подготовлен на базе инфы и открытых источников
Источник: