МОСКВА, 4 апр –. Рассчитывать на единый день празднования Пасхи православными и католиками не стоит, так как это «больной вопрос» для церквей, несмотря на надежды некоторых священнослужителей и верующих, считает ответственный секретарь «Католической энциклопедии», религиовед Алексей Юдин.Почти два миллиарда христиан по всему миру отмечают в воскресенье Пасху Христову. Это большинство католиков и протестантов, а также верующие Финляндской архиепископии Константинопольской православной церкви. Православные же будут отмечать праздник 2 мая. Для вычисления его даты все христиане ориентируются на первое воскресенье после первого весеннего новолуния, которое, в свою очередь, приходится после дня весеннего равноденствия. Это правило было установлено на Первом Вселенском соборе в 325 году. Однако из-за разности календарей, григорианского у католиков и юлианского у православных, свой главный праздник христиане отмечают в разные дни. На это также влияет различие пасхалий – способов вычисления даты Пасхи.
Ранее в СМИ появилась информация о том, что руководитель представительства Константинопольского патриархата при Всемирном совете Церквей в Женеве архиепископ Тельмеский Иов высказался за календарную реформу в православном мире с тем, чтобы установить единую с католиками дату празднования Пасхи. В Русской православной церкви поддержали эту идею, однако подчеркнули, что не намерены менять «древнейшее и священное установление о времени празднования Пасхи», принятое на Первом Вселенском соборе.© / Виталий АньковПразднование католической Пасхи во Владивостоке© / Виталий АньковПразднование католической Пасхи во Владивостоке»В XIX веке всерьез разрабатывался проект унификации календарей. В XX много раз этот вопрос поднимался в контексте экуменического движения. И его обсуждение дало не то, чтоб нулевой, а даже отрицательный эффект. Еще хуже стало», — отметил Юдин.
Как он считает, не стоит надеяться на то, что в ближайшие годы или даже десятилетия церкви договорятся между собой. Сам вопрос о едином дне празднования Пасхи «очень древний» и «очень больной». Его обсуждение, пояснил эксперт, всегда «вызывало большие страсти». «Как показывает исторический опыт, особенно недавний, все точки сближения между православными церквами и Римско-католической порождали потом очень серьёзные расхождения», — подчеркнул он. В свою очередь секретарь Католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Игорь Ковалевский заявил, что в теории объединение дат возможно. «Были эксперименты, когда католики отмечали Пасху по юлианскому календарю. Например, так делали францисканские монахи на Святой земле. Так же празднуют и Греко-католические церкви (католики византийского обряда – прим.ред.)», — говорит он.Лично он не видит никаких проблем, в том, что христиане разных традиций имеют разные даты Пасхи. Эти традиции, отмечает он, «взаимно обогащают друг друга».
«Хотя в Католической церкви были различные призывы реформировать празднование Пасхи. Вплоть до призывов установить постоянную дату, как Рождество, например (у католиков 25 декабря – ред.), не привязывая ее к лунному календарю. Но я лично считаю такую идею слишком смелой», — поясняет Ковалевский.
Источник: